Как заниматься с неговорящим ребенком?

Как заниматься с неговорящим ребенком?

Логопед-дефектолог Репина Валентина Петровна в Детском Клубе "Тёма".

Логопед-дефектолог Репина Валентина Петровна.

Данная статья подготовлена нашим логопедом-дефектологом Репиной Валентиной Петровной.

Приступая к занятиям с неговорящим ребенком, важно не отпугнуть его настойчивым «скажи». Можно использовать различные игры с игрушкой, которая могла бы заинтересовать ребенка.

Чтобы вызвать у ребенка без речевое, а в последствии речевое подражание, вы можете ненавязчиво предложить игру типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж). Далее работа ведется по нескольким направлениям. 

  1. Развитие понимания речи, простейших инструкций. Например, попросите ребенка (дай ручку, покажи носик)
  2. Пробуждение речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток: предложите ребенку поискать спрятанную игрушку, найти части тела. Например, спрячьте одну руку за спину и скажите: – Ой, а где вторая рука, не-ка поищи другую руку, где она спряталась?
    Также можно предложить ребенку спрятаться и поискать его самого, приговаривая: – Раз, два, три, четыре, пять, я тебя иду искать. Ненавязчиво побуждайте ребенка при этом, эмоционально реагировать, что-то говорить, смеяться. Вы также можете спрятаться, чтобы он сам шел искать. Рассматривайте дома семейные фотографии, спрашивая: – Ой, а это кто? А где здесь ты, Ванечка? А мама? А папа? Кто это? Бабушка?
  3. Побуждение речи через вызывание ориентировочного рефлекса. Спрашивайте ребенка модулирую какую-то ситуацию: – Что это? Что там? Например, вы включили неожиданно веселую музыку. Спросите: – Что это? Откуда звучит? Где звучит? Там или здесь?
    Пусть ребенок танцует. Или приобрели новую куклу, которая может издавать звуки. Используйте книжки – раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу). Расположите ребенка к речевому подражанию, повторению наряду с лепетом обычных слов (ля-ля, сова).
  4. Работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением, но не постановкой отдельных звуков.
  5. Развитие речевого слуха и слухового внимания.
  6. Стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
  7. Формирование умения передавать простейшие рифмы. Для этого можете использовать стишки типа: «тра-та-та, мы везем с собой кота»
  8. Уточнение и расширение пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией. Можно использовать темы: «Мы играем», «Моя комната». Например, играя с ребенком вы должны называть каждый предмет, игрушку, действия, невольно склоняя ребенка к запоминанию слов.
  9. Развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество). Для этого нам нужно использовать игры с предметами различными по цвету, форме, размеру и количеству.

Можно использовать цветные кубики, пирамидку, различные геометрические фигуры (треугольники, круги, ромбики и квадратики).

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: «биби тру» (машина едет), «ляля ааа» (кукла спит). На фоне лепетной речи может вдруг появиться нормально произносимые слова. Ребенок может несколько дней ходить и с наслаждением повторять получившееся слово, сам вслушиваться в новое звучание, демонстрируя его окружающим.

Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить. Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках в детском саду. Даже пара слов, сказанная при нем, помогает ребенку расправит плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям.

© 2024 Частный детский ясли-сад "Тёма"